История кафедры "Инженерная геодезия"

 

   2 декабря 2009 г. первый транспортный вуз страны – Институт корпуса инженеров путей сообщения, ныне Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС-ЛИИЖТ) -  отметил  свой  двухсотый день рождения.

 

   Основателем и первым ректором университета является ученый с мировым именем, выдающийся испанский инженер-механик, строитель и педагог Августин Августинович Бетанкур (1758-1824), приглашенный в Россию Александром I. В записке к проекту организации института Бетанкур четко сформулировал цель создания учебного заведения: «…снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи».

   Геодезия сразу же  вошла в список преподаваемых дисциплин.

   В первом “Положении об институте” указывалось, что в первые два года воспитанники института обучаются “съемке на план местных положений и нивелированию”,  и что в Институте должна быть предусмотрена библиотека, которая “должна заключать в себе превосходнейшие сочинения и журналы, до инженерной науки относящиеся, равно как планы, карты и чертежи всех водяных и сухопутных сообщений” и “зала для инструментов”.

   Занятия начались с 1 ноября 1810 г. по ст. ст., а весной 1811 г. газета “Санкт-Петербургские ведомости” приглашала "почтенную публику”, “членов Академии наук и профессоров здешних училищ”, а также “любителей математики” на экзамен воспитанников института по "плоской тригонометрии и приложению оной к геодезии и нивелированию”.

   В годовом отчете Александру I за 1812-1813 учебный год А. Бетанкур докладывал: “…летом мы меньше занимались теорией, подпоручики и прапорщики делали съемку частей города Санкт-Петербурга ”.

   В начальный период отдельные разделы геодезии под названиями -  съемка на план местных положений, правила съемки, употребление орудий геодезических, нивелирование, приложение тригонометрии к геодезии и нивелированию, сферическая тригонометрия, проекция карт, гидрометрические работы – изучались в курсах математики, начертательной геометрии и в «курсе построений».

   С 1864 до 1923 года наряду с “Общим курсом геодезии” студенты изучали элементы астрономии и высшей геодезии. В 1923 году курс геодезии был дополнен специальными разделами – для созданных факультетов – сухопутных, водных и воздушных сообщений. С 1964 года курс геодезии в негеодезических вузах переименован в курс “Инженерная геодезия”. Это название сохраняется до сих пор.

   Первыми преподавателями геодезии в институте предположительно были А. Бетанкур и приглашенные из Франции профессора А.Я. Фабр (1782-1844) и П.П. Базен (1783-1838). В дальнейшем к преподаванию  подключаются выпускники института, А.П. Девятин и В.Н. Денисов, затем Я.А. Севастьянов и А.Н. Резимон-2-ой. В 1817-1820 гг. Девятнин А.П. совместно с В.Н. Денисовым и Ф.И. Рербергом под руководством А. Бетанкура составили подробный план Санкт-Петербурга, так называемый “план Бетанкура”, который длительное время использовался для планирования застройки города.

   Ведущий лектор по геодезии в 1843-1845 г.г. капитан-профессор В. Д. Евреинов  заведовал геодезическим кабинетом и преподавал архитектуру,  известен как строитель памятника Николаю I на Исаакиевской площади и автор проекта строительных работ для сооружения памятника Екатерине II.

   В 1846 г. Евреинова В. Д. сменил преподаватель Комаров 2-й, который проработал в этой должности лишь год ввиду его перехода для преподавания начертательной геометрии.

 

andreev1

П.Н. Андреев (1818-1893)

 

   При нем в 1849 г. в круг преподаваемых предметов была введена высшая геодезия. Геодезическая лаборатория получила при Андрееве П.Н. значительное пополнение, он заведовал институтской библиотекой, ушел «по прошению со службы» в 1888 г.

   На его место заступил выпускник института 1878 г. Н.А. Богуславский, работавший в Институте с 1869 г. репетитором по высшей математике, начертательной геометрии и геодезии.

 

boguslavskiy1

Н.А. Богуславский (1844-1919)

 

   Богуславский Н.А. разрабатывал вопросы применения новых геодезических приборов и методов съемки. Он стал пионером применения тахеометрической съемки для изысканий железных дорог в трудных горных условия Кавказа. Известен Богуславский своими исследованиями водных путей сообщения, прежде всего Волги.

   Профессор Н. А. Богуславский, имея большой педагогический и производственный опыт, включает в курс геодезии ряд новых вопросов: гипсотермометр, разбивка кривых со вставкой кубической параболы, геодезические изыскания для железных и шоссейных дорог, исследование рек как путей сообщения и др. Его учебник «Курс низшей геодезии (топографии) и приложение ее к техническим изысканиям путей сообщения» (1897) стал одним из первых учебников по «Инженерной геодезии». Богуславский покинул Институт, отслужив в нем 40 лет.

   С сентября 1910 г. заведующим кафедрой становится экстраординарный профессор Николаевской Академии полковник Сергиевский Д.Д. Он является одним из первых исследователей Курской магнитной аномалии, пионером проведения гравиметрических измерений прибором Штернека.

 

sergeevskiy1 

Д. Д. Сергиевский (1867–1920)

 

   Д.Д. Сергиевский руководил экспедицией по градусному измерению на острове Шпицберген, организованной Русской и Шведской Академиями наук.

   Курс геодезии был им усовершенствован. В программу курса, составленную в 1913 г., были дополнительно включены изучение новых приборов (стереокомпаратор, нивелир-теодолит), фототеодолитная съемка и тригонометрическая триангуляция. Продолжительность учебной геодезической практики была установлена в 40 дней и организована так же, как в Николаевской академии Генерального штаба.

   В годы I Мировой войны в звании генерал-майора Сергиевский исполнял свои воинские обязанности, а в 1917г. снова вернулся в Институт и руководил кафедрой до 1920 г.

   В тяжелые I Мировой годы войны кафедру возглавлял Крутиков Б.А. Он начал вести письменную «Историю кафедры».

   С 1920 по 1936 гг. кафедрой руководил доцент Вадковский П.В., выпускник института 1909 г. До прихода на кафедру Вадковский работал начальником партии по производству изысканий железнодорожных линий. Является автором учебного курса “Геодезия”, многое сделал для оснащения оборудованием геодезической лаборатории.

   В 1937 г. заведующим кафедрой становится доктор технических наук, профессор Федоров Н.В.

 

fedorov1 

Н.В. Федоров (1892–1947)

 

   Наряду с большой педагогической работой, он проводил научные исследования по оптимизации выполнения нивелирных работ на дорожных изысканиях, а также по расчету и разбивке круговых и переходных кривых на железных дорогах. Федоров Н.В. разработал новое построение таблиц для расчета главных элементов круговых кривых и новые способы расчета главных элементов переходных кривых. Им предложен способ разбивки переходных и круговых кривых, названный им “способом секущих”, пригодный для использования в стесненных условиях.

   В годы Великой Отечественной войны в феврале 1942 г. институт был эвакуирован в Новосибирск, а в 15 марта этого же года Государственный Комитет Обороны принял решение о переводе ЛИИЖТа в Москву и организацию его работы на базе Московского института инженеров транспорта. Занятия в родных стенах открылись после снятия блокады Ленинграда 30 сентября 1944 г.

   После кончины Федорова Н.В. в 1947 г. непродолжительное время обязанности заведующего кафедрой исполнял проф. Орбелианц С.А., заведующий кафедрой “Изыскания и проектирование железных дорог”, а затем до 1962 г. доктор технических наук профессор Баскин Я.М., при котором летняя геодезическая практика стала проходить на собственной базе в п. Толмачево.

Д.т.н., профессор Ю.А. Гордеев (1921-1967) заведовал кафедрой с июня 1962 г до конца дней своих. Он был приглашен на кафедру сложившимся ученым.

 

gordeev1 

Ю.А. Гордеев (1921–1967)

 

   Он является одним из первых ученых-геодезистов страны, применивших при обработке геодезических измерений обобщенный метод наименьших квадратов. В годы работы в ЛИИЖТе Юрий Александрович проводил исследования по совершенствованию методов крупномасштабной аэрофототопографической съемки железнодорожных станций и узлов.

   Гордеев Ю.А. пригласил на кафедру своих учеников из Высшего арктического училища имени адмирала С.О. Макарова: Грузинова В.В., Малковского О.Н., Петрова В.Д., которые в последующем успешно защитили кандидатские диссертации, и на долгие годы вместе с пришедшими на кафедру выпускником Ленинградского топографического техникума Сергеевым О.П., выпускницей Ленинградского горного института Богомоловой Е.С. и выпускником ЛИИЖТ Полетаевым В.И. составили костяк кафедры.

   В 1967-1969 гг. кафедрой заведовал кандидат технических наук, доцент Рязанцев В.И.

   С 1970 г. кафедру возглавлял крупный ученый в области геодезии доктор технических наук профессор Коугия В.А.

 

Kougia1 

В.А. Коугия (род. 1928)

 

   Вилио Александрович является автором более 190 научных трудов, в числе которых 10 монографий, 12 учебников и учебных пособий. Профессор Коугия В.А. имеет значительные научные достижения в области геодезии, гидрографии, морской навигации. Он составил первую программу для ЭВМ, автоматизирующую уравнивание сети триангуляции. Им дано первое строгое решение проблемы учета погрешностей исходных данных при уравнивании геодезических сетей. Решил задачу обнаружения грубых ошибок измерений по результатам уравнивания. В последнее время разработал концепцию создания геодезической основы строительства железной дороги с помощью спутниковых измерений, существенно меняющую технологию изысканий на строительстве высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург-Москва. Разработал косую проекцию, позволяющую для протяженной произвольно направленной трассы ввести плоскую систему координат и с высокой точностью изобразить трассу на плоскости.

   С 1999 по 2003 г.г. кафедрой заведовал кандидат технических наук, доцент Грузинов В.В.

 

gruzinov1 

В.В. Грузинов(1938–2008)

 

   Во многом, благодаря его стараниям, на кафедре сложилось основное направление научных исследований - геодезическое обеспечение строительства внеклассных мостов. В. В. Грузинов является соавтором трех монографий.

   С 2003 г. кафедрой руководит кандидат технических наук, доцент Брынь М.Я.

   Университет и кафедра гордятся своими выпускниками, внесшими заметный вклад в развитие отечественной геодезии. Среди них: начальник Корпуса военных топографов Бларамберг И.Ф., член-корреспондент Петербургской АН Стебницкий И. И., первый начальник школы топографов (в последующем – военно-топографического училища) Галямин В. Е., руководитель градусного измерения дуги параллели северной широты Жилинский И. И., профессор Николаевской академии Генерального Штаба и руководитель астрономической экспедиции в Среднюю Азию Голубев А.Ф. и многих других.

   В Институте инженеров путей сообщения в 1884 г. профессором Курдюмовым В. И. (1853-1904) была организована первая в России научно-исследовательская фотолаборатория, и по инициативе ректора М.Н. Герсеванова впервые в России в начале 1885 г. введены в учебный процесс факультативные занятии по курсу фотографии. В своем отчете о состоянии института за 1890 г. М.Н. Герсеванов писал ”В настоящем виде учебная фотографическая лаборатория, как по своему устройству, так и по богатству своего оборудования, среди других подобных учреждений, является первою в России, да и едва ли не первою в Европе, если не считать таких лабораторий, как Берлинская или Венская, учрежденных для специального изучения фотографии во всем ее современном объеме”.

   Неслучайно выпускники ИИПС являются пионерами применения фотограмметрии в России. Это были работы, связанные с железнодорожными изысканиями. Первая фототеодолитная съемка была выполнена Н.О. Виллером (выпускник 1886 г.) при изысканиях Закавказской железной дороги в 1891 г., а спустя шесть лет подобные работы выполнили П.И. Щуров (выпускник 1895 г.) и Р.Ю. Тиле при изысканиях Забайкальской и Маньчжурской железных дорог. Топографический план, составленный по результатам съемки, демонстрировался на Всемирной выставке в Париже как значительное достижение русской фотограмметрии.

   Кафедра “Инженерная геодезия” ПГУПС идет в ногу со временем. Лекционная аудитория кафедры оборудована мультимедийным комплексом, лабораторные занятия проходят в специализированной аудитории. Геодезическая лаборатория оснащена комплектом спутниковой геодезической аппаратуры, электронными тахеометрами, есть цифровой нивелир, лазерные рулетки, светодальномеры, современные теодолиты и нивелиры. Геодезическая практика продолжительностью 4 недели проходит на геодезическом полигоне.

   Нынешний состав кафедры продолжает научные традиции своих известных предшественников. Потенциал кафедры велик, жаль только, что с 50-х годов XX в. наметилась тенденция сокращения времени на геодезическую подготовку выпускников транспортных вузов.

   На кафедре сложился ряд направлений научных исследований, основным из которых является геодезическое обеспечение строительства внеклассных мостов.

   Сотрудники кафедры выполняли работы по геодезическому сопровождению строительства вантовых мостов в городах Киев, Череповец, Рига, Сургут, Санкт-Петербург, а также крупных мостовых переходов в Москве, Омске, Комсомольске-на-Амуре, Березниках, Котласе, Ханты-Мансийске, путепроводов, входящих в кольцевую автодорогу Санкт-Петербурга, и многих других объектах.

   В настоящее время кафедра работает на объектах, о которых говорит вся страна: геодезический мониторинг деформаций котлована и прилегающих зданий на строительстве 2-ой сцены Мариинского театра; разработка регламента и проектов производства геодезических работ на строительстве уникальных вантовых мостов во Владивостоке и на строительстве 2-ой очереди Ленинградской АЭС и др.